Морская служба имеет множество особенностей, отличающих ее от других видов вооруженных сил. Военно-морской флот Российской Федерации строго регламентирует свою деятельность с помощью специального документа — Корабельного устава ВМФ.
Использование слова «устав» указывает на серьезность и значимость данного документа. Он является основным источником правового регулирования служебной деятельности морских военнослужащих. Впервые Корабельный устав ВМФ был издан в 1977 году, а последняя версия данного документа была утверждена 31 июля 2020 года.
Основная цель Корабельного устава ВМФ — сохранение боевых свойств кораблей и подлодок, а также обеспечение эффективной боевой подготовки и служебной дисциплины. Он содержит все необходимые положения о правилах поведения на военном корабле, которые должны соблюдать все члены его экипажа.
Основные положения Корабельного устава ВМФ
Введение и состав устава
Корабельный устав является одним из основных документов для организации и поддержания дисциплины на военном корабле. Устав был введен в начале 19-го века и с тех пор несколько раз перерабатывался.
Устав включает в себя правила и инструкции по различным аспектам жизни на военном корабле, включая правила поведения во время сражения, в отдельных зонах, в санитарных условиях, правила сохранения материальных сил и здоровья военнослужащих.
Состав устава включает в себя:
1. | Общие положения и организация военно-морского флота. |
2. | Правила поведения во время боевых действий. |
3. | Правила поведения во время мирного времени. |
4. | Правила взаимодействия с другими флотами и организация флотской деятельности. |
Основные пункты устава
Основные положения Корабельного устава ВМФ включают в себя:
- Соблюдение дисциплины и порядка на корабле.
- Сохранение материальных и технических сил флота.
- Поддержание и улучшение здоровья военнослужащих.
- Правила взаимодействия с другими кораблями и флотами.
- Поведение и правила на военном корабле в различных ситуациях.
Важным аспектом Корабельного устава ВМФ является также установление правил для атомных подводных лодок. Устав определяет правила использования атомных энергетических установок на корабле, а также правила, касающиеся обнаружения и предотвращения аварий.
Соблюдение Корабельного устава ВМФ особенно важно для сохранения жизни и здоровья военнослужащих, а также для обеспечения эффективного функционирования флота в целом.
История и развитие уставных норм
Корабельный устав ВМФ имеет длительную историю, начиная с первых дней формирования российского флота в конце XVII века. С течением времени, уставные нормы постоянно совершенствуются и приспосабливаются к изменяющимся условиям и потребностям флота.
На протяжении десятилетий уставы ВМФ определяли основные правила и положения поведения военнослужащих на военных кораблях. Они регулировали все аспекты жизни на борту, включая порядок выполнения задач боевой службы, сохранение здоровья и санитарного состояния экипажев, парады и приветствие флагов, дежурства и сдачу нарядов, и многое другое.
С учетом изменений техники, таких как появление атомных и подводных лодок, были внесены соответствующие поправки в уставные нормы. Например, при утверждении устава ВМФ в 1959 году (Ида-59м) были введены специальные разделы, регулирующие действия экипажей атомных и подводных лодок.
Происшествия гибели лодок «Курск», «Братск» и «Казань» стали основой для обновления устава ВМФ и разработки новых правил и норм. Было учтено множество факторов, которые могут повлиять на жизнедеятельность и безопасность экипажей, включая материальное, техническое и медицинское обеспечение.
Одной из важных составляющих уставных норм является сохранение здоровья военнослужащих. Указаны требования по проведению физической подготовки и организации регулярных медицинских осмотров. Особое внимание уделено предотвращению происшествий на корабле и их последствий, а также организации медицинской помощи при необходимости.
В уставе ВМФ также прописаны правила и обязанности военнослужащих при выполнении повседневных задач и общения с гражданским населением. Учитывая значимость правильного взаимодействия с окружающей средой, установлены нормы экологической безопасности и ответственности за сохранение морских ресурсов.
Статистика происшествий, их анализ и обзор стали основой для внесения изменений в устав, направленных на предотвращение повторения подобных ситуаций в будущем. Глава 13: «Подводная деятельность» содержит детальное описание правил и требований к подводным кораблям и подлодкам. Включая правила дежурства, обязанности и права экипажей, а также процедуры в случае аварий и убытия из строя оборудования.
Новейшая версия устава ВМФ (2020 г.) опирается на многолетний опыт и учитывает современные технологические достижения и требования времени. Устав является основным документом, который регулирует и обеспечивает эффективное функционирование военно-морского флота России.
Структура и состав Корабельного устава ВМФ
Устав состоит из нескольких глав, каждая из которых посвящена определенному аспекту жизни и службы на корабле. В главе 1 «Общие положения» устанавливается классификация кораблей, их базирование и состав экипажа. Также в этой главе описываются основные правила действий военно-морского флота РФ.
Глава 2 «Организация проведения дежурства» регулирует порядок действий при осуществлении службы на корабле. Она описывает режим дежурства и нарядов, проведение проверок и обзоров, а также действия при особых случаях, таких как парады и салюты.
Глава 3 «Повседневная служба и состояние здоровья» устанавливает правила поведения экипажа в повседневной службе. Она включает в себя требования к личной гигиене, питанию, а также правила по поддержанию физической и психологической подготовки.
Глава 4 «Порядок обеспечения материально-технического состояния кораблей» устанавливает правила по обслуживанию и поддержанию материального состояния корабля. В данной главе регламентируются процедуры проверок, ремонтов и сдачи корабля в эксплуатацию.
Глава 5 «Порядок действий при происшествиях» описывает правила поведения экипажа при чрезвычайных ситуациях на корабле, включая пожары, потопы, аварии с вооружением и системами подводного дыхания. Также в этой главе рассматриваются действия при обнаружении и ликвидации минно-тральных и пиротехнических средств.
Глава 6 «Порядок подъема и пуска ракет» регулирует правила проведения подъемов и пусков ракетных систем на корабле. Она описывает процедуры передачи сигналов, подготовки и проверки ракет перед пуском, а также действия при обнаружении боекомплектов.
Глава 7 «Правила поведения на кораблях и лодках ВМФ РФ» устанавливает общие правила поведения людей на кораблях и лодках ВМФ. Также в данной главе рассматриваются правила посещения посторонних судов и плавучих сооружений, а также требования к хранению и использованию оружия и специальной техники.
Корабельный устав ВМФ является одним из самых важных документов для экипажей военных кораблей. Он регулирует все аспекты жизни и службы на военном корабле, обеспечивая эффективное функционирование и безопасность сил ВМФ.
Правила поведения на военном корабле
Корабельный устав ВМФ | организация службы на борту военного корабля |
№ | 511-уг |
Утверждено | приказом Министра обороны РФ |
от 16 июля 2020 года |
Дежурство на корабле
Каждый военнослужащий, находящийся на борту военного корабля, обязан знать и выполнять правила дежурства. Дежурство осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным командиром корабля. Во время дежурства военнослужащие обязаны быть в соответствующей форме одежды и сохранять боевую готовность.
Материальное обеспечение
Одной из важнейших задач при организации службы на борту военного корабля является учет и предоставление воинам необходимого материального обеспечения. В каждом отделе корабля назначены ответственные лица, которые следят за состоянием и наличием материала и амуниции.
Во время нахождения в плавании, особое внимание уделяется соблюдению правил сохранения и использования ракетных комплексов, управления подлодками и других вооружений, а также медицинского обзора и обеспечения здоровья военнослужащих.
Силам подводного флота особое внимание уделяется выполнению требований, связанных с базированием и подлодочной службой. Для обеспечения боевой готовности подводных лодок необходимо соблюдать строгие правила и инструкции, касающиеся технического обслуживания и подъема подводных лодок в ограниченном пространстве.
Военнослужащие, обеспечивающие функционирование корабельных организаций, должны иметь достаточное знание о корабельных приборах и аппаратуре, а также уметь правильно выполнять свои обязанности.
Подъем флагов и сигналы
Важной частью корабельных процедур является подъем и спуск флагов, а также использование сигналов. Подъем флагов осуществляется в строго определенное время, согласно разработанными графикам и указам командира корабля.
Использование сигналов является неотъемлемой частью корабельной коммуникации и позволяет передавать важные сообщения и указания между различными частями корабля и другими судами во время курсовых маневров и других операций.
Пуск ракет и салюты
Пуск ракет и салютов на военных кораблях проводится в строгом соответствии с установленными правилами и инструкциями. Пуск ракет является сложной и ответственной операцией, которая требует точного выполнения последовательных действий каждого военнослужащего.
Обязанности командного состава и экипажа
Командный состав и экипаж военного корабля несут на себе большую ответственность за выполнение правил и регламентов, обеспечивающих безопасность и эффективность службы. Ниже перечислены основные обязанности командного состава и экипажа:
- Организация и проведение повседневной жизни на корабле в соответствии с уставом и правилами, сохранение чистоты и порядка.
- Соблюдение правил поведения и этикета на корабле, включая приветствие и прощание с начальством и членами экипажа.
- Поддержание и обеспечение готовности сил и средств, включая вооружение и специальное оборудование, в соответствии с установленными нормами и требованиями.
- Участие в подготовке и проведении учений и тренировок, в том числе по борьбе с пожарами, аварийным ситуациям, нарушениям правил безопасности.
- Следование правилам и мерам безопасности при проведении дежурств и выполнении служебных обязанностей.
- Соблюдение норм и правил проведения службы, включая участие в подъеме и сдаче дежурств.
- Соблюдение правил и порядка при базировании и входе-выходе из портов, организации посадки и высадки на берег, обращении с лодками и другим транспортным средством.
- Поддержание и сохранение материального состояния корабля и его оборудования, проведение необходимых ремонтов и технического обслуживания.
- Соблюдение правил по обращению с оружием, включая оружие малой и большой дальности, ракетные системы и подводные лодки.
- Соблюдение правил по обеспечению безопасности и предотвращению происшествий, установленных законодательством и внутренними документами.
- Соблюдение правил классификации, регистрации и учета грузов, перевозимых на корабле.
- Соблюдение правил и порядка прохождения морских флангов, а также установленных правил при сотрудничестве с силами других государств и их военными кораблями.
- Постоянное повышение квалификации и профессионального уровня, освоение новых технологий и методов службы, участие в обучении и тренировочных мероприятиях.
Вышеперечисленные обязанности являются основой для эффективной работы командного состава и экипажа военного корабля и способствуют выполнению задач, возложенных на них воинским уставом ВМФ.
Правила личной гигиены и благоустройства
Раздел III Корабельного устава ВМФ устанавливает правила личной гигиены и благоустройства на военных кораблях. Эти правила особенно важны для поддержания здоровья и хорошего состояния всех членов экипажа.
Пункт 11: Правила личной гигиены
1. Все члены экипажа обязаны поддерживать высокий уровень личной гигиены. В случае высокой влажности воздуха или иных условий, создающих риск заболевания инфекционными заболеваниями, рекомендуется использовать изолирующий наполнитель для защиты от возможных бактерий и вирусов.
2. При использовании общих средств гигиены (например, туалетных комнат, душевых) необходимо соблюдать чистоту и порядок.
3. Личные предметы гигиены (зубные щетки, полотенца и прочее) должны храниться в индивидуальных контейнерах или свернутыми в полиэтиленовый пакет для устранения риска заражения.
Пункт 14: Правила благоустройства
1. Все члены экипажа обязаны заботиться о сохранении чистоты и порядка на корабле, особенно в местах общего пользования (коридоры, помещения отдыха, столовые и т. д.).
2. Для поддержания чистоты внутри помещений следует использовать моющие средства и строго соблюдать правила обращения с ними.
3. Утилизацию мусора и отходов необходимо осуществлять в соответствии с установленным порядком. Утилизационные контейнеры должны быть обозначены и размещены на соответствующих палубах.
Пункт 17: | Распорядок дня |
Пункт 19: | Запрещенные действия |
Режим работы и отдыха на борту
Режим работы на корабле строго соблюдается, чтобы обеспечить готовность к выполнению боевых задач и обеспечить безопасность экипажа. В соответствии с уставом, начало рабочего дня указывается главой корабля, и обычно оно приходится на 8:00 утра.
Основные правила поведения на борту включают обязательное присутствие в рабочих нарядах и соблюдение правил подъема и санитарного дня. Рабочий наряд должен быть четко соблюден для поддержания боевой готовности корабля.
Подъем проводится в строгом порядке, исключающем задержки и проявления неуважения к командирам. Важно отметить, что подъем является обязательной процедурой для всех военнослужащих и предшествует началу рабочего дня.
Во время рабочего дня экипаж корабля выполняет все необходимые задачи согласно распорядку дня, который разрабатывается главой корабля. В распорядке дня учитывается отдых и прием пищи, чтобы обеспечить поддержание здоровья и работоспособности экипажа.
Отдых на борту также регламентирован и включает периоды свободного времени, когда экипаж может заниматься отдыхом или личными делами. Важно отметить, что во время отдыха соблюдаются основные правила поведения и экипаж не должен нарушать законы и правила, действующие на корабле.
Следует отметить, что во время боевых действий или чрезвычайных ситуаций, режим работы и отдыха может изменяться в соответствии с обстановкой и приказами командования. В этих случаях экипаж должен быть готов к выполнению своих обязанностей в любое время и находиться в состоянии повышенной готовности.