Две трети женщин, убитых в России, стали жертвами домашнего насилия. К такому выводу пришел Центр помощи жертвам домашнего насилия Консорциума женских НКО. Используя специальный алгоритм, исследователи проанализировали более 80 000 судебных решений.
Сколько женщин погибло от рук товарища, супруга или родительского родственника за последние годы? Как авторы статьи могли подняться и считаться полноценными? В «статье» говорится об основных выводах исследования.
О чем исследование
Правозащитники утверждают, что самое опасное место для женщин — это их собственные дома, так же как и в России. Это признала даже ООН. Центр защиты жертв домашнего насилия Консорциума женских НКО решил проверить, сколько женщин в стране становятся жертвами подобных преступлений.
Правозащитные организации считают, что официальная статистика по домашнему насилию в России откровенно занижена. Во-первых, они собираются официальными органами. Во-вторых, эта статистика не учитывает случаи насилия со стороны партнеров, с которыми женщина не состоит в браке. Наконец, статистика учитывает только те случаи, по которым возбуждено уголовное дело.
Краткий пересказ
Более 60 % женщин, убитых за последние годы, стали жертвами домашнего насилия.
Из женщин, осужденных за убийство в период с 2011 по 2019 год, 65,8 % стали жертвами домашнего насилия. Только опубликованные обвинительные приговоры показывают, что за этот период 12 209 из 18 547 женщин погибли от рук партнера, мужа или родительского родственника.
Это число сопоставимо с количеством советских солдат, погибших за десятилетие войны в Афганистане.
Более 50 % женщин обвиняются в убийстве своих партнеров
В 53 % приговоров за убийство женщин жертвы были убиты их товарищами. То есть людьми, которые не являлись их супругами или родителями. В период с 2011 по 2019 год 9 868 женщин были убиты товарищами.
Это число очень велико. По данным Всемирного банка, в среднем по миру только 34 % женских смертей происходят по вине товарищей. В Европе эта цифра стабильно держится на уровне 29 %.
Лишь в 19 % случаев, связанных с информацией о домашнем насилии, убивают женщину или другого родительского родственника. Это соотношение остается постоянным из года в год, иногда изменяясь всего на 1 %.
Ситуация с домашним насилием в Санкт-Петербурге и Ленинградской области не самая худшая. Однако не все заявления включены в исследование
В каждой области авторы исследования обнаружили разное количество приговоров за домашнее насилие. В Санкт-Петербурге с 2011 по 2019 год их насчитывается 126, в Ленинградской области — 128. Это меньше, чем в других российских областях. Например, в Москве за то же время было вынесено 300 таких приговоров, в Московской области больше, чем в любом другом регионе 574.
В то же время не все судебные решения охвачены авторами. Например, они отмечают, что в России в судебные решения не включается информация о преступлениях против половой безнаказанности и о том, было ли преступление совершено лицом, признанным невменяемым. Некоторые приговоры не доходят до газового «правосудия» из-за высокой загруженности местных судов.
Выводы
По мнению авторов исследования, для изменения ситуации с домашним насилием в России необходимы срочные меры. Власти должны принять законодательство с четким определением домашнего насилия, обеспечить женщинам и девочкам, ставшим жертвами домашнего насилия, немедленный доступ к компенсации и защите, а также обеспечить надлежащее преследование и наказание виновных.
Судьи, прокуроры, полицейские и другие сотрудники правоохранительных органов нуждаются в специальной подготовке для работы с жертвами насилия. По мнению авторов, также важно собирать статистику по домашнему насилию дифференцированно, в зависимости от пола, возраста, гражданства и характера отношений.
Кто и как проводил исследование
Авторы исследования опубликовали в 2019 году более 80 000 судебных решений, вынесенных в России с 2011 по 2019 год, по трем статьям Уголовного кодекса. Убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, причинение смерти потерпевшим по неосторожности и совершение эмоциональной провокации.
Авторы опустили все судебные решения по этим трем статьям из двух опубликованных источников — портала «Правосудие» и сайта Московского суда. Затем они вручную выделили около 100 дел, в которых убитой была женщина. В этих приговорах группа использовала специально созданную программу, которая находила повторяющиеся слова и фразы, использованные для описания преступления, а затем выбирала и анализировала все остальные.
Алгоритм был разработан программистом Светланой Жучковой и «обучен» неженскими организациями, юристами и профессионалами, занимающимися проблемой домашнего насилия.
По словам исследователей, алгоритм точно определяет до 86 % фактов домашнего насилия и ровно 94 % отношений между преступником и жертвой. Возможность неточности была учтена при публикации результатов исследования.
Читайте о петербурженке, которая лишилась глаза — в нее выстрелил бойфренд: теперь она борется с домашним насилием, пишет в блоге о жизни после травмы. Также читайте о том, как 20-летняя петербурженка создала «Кис-Кис» с помощью Tinder и песни о домашнем насилии.
Автор данного исследования признан специалистом по домашнему насилию
Государственная информационная система, предоставляющая бесплатную информацию о судебных процессах в России. На сайте представлены судебные решения, вынесенные по всем субъектам страны.
Более 70 процентов женщин, убитых в России в пандемию, погибли от рук партнера или родственника
Консорциум женских НКО провел исследование домашнего насилия в России в период пандемии и пришел к выводу, что в 2020-2021 годах вероятность убийства женщин товарищами или родственниками родителей выше, чем в предыдущее десятилетие. За время пандемии от домашнего насилия погибло не менее 2 680 женщин. Разница с предыдущим периодом составила 5 %.
За два года российского колоная доля женщин, убитых в результате домашнего и родственного насилия, значительно увеличилась по сравнению с предыдущими годами: в 2020 году она составила 70,9 % [от всех убийств женщин], а в 2021 году — 71,7 %», — отмечают исследователи. . В период с 2011 по 2019 год этот показатель варьировался от 65,4 до 67,2 процента.
За два года российского колоная доля женщин, убитых в результате домашнего и родственного насилия, значительно увеличилась по сравнению с предыдущими годами: в 2020 году она составила 70,9 % [от всех убийств женщин], а в 2021 году — 71,7 %», — отмечают исследователи. . В период с 2011 по 2019 год этот показатель варьировался от 65,4 до 67,2 процента.
2011-2019:
2020:
2021:
Партнеры также стали убивать женщин с еще большей частотой, чем их родственники-родители.
2020-2021: почти 93% женщин, убитых в результате домашнего насилия, 7 убиты родителями.
В период с 2011 по 2019 год процентное соотношение было следующим. 81 % — в руках партнеров и 19 % — в руках родительских родственников.
Исследование проводилось с помощью «оптического алгоритма». Именно эта программа выявляет факты домашнего насилия в тексте статей, предусматривающих наказание за убийство человека (§§ 105, 107, 111, часть 4). Кроме того, «оптический алгоритм» определяет тип отношений между преступником и жертвой.
Всего консорциум проанализировал 11 175 приговоров за период 2020-2021 годов, размещенных на сайте «Газ Судебная система» и в московских городских судах.
Среди них было 3 759 приговоров, объясняющих убийство женщин. 2 680 приговоров касались случаев, когда женщина была убита своим сожителем или родственником-родителем.
Реальное количество смертей в результате домашнего насилия может быть еще больше, поскольку многие приговоры еще не оглашены», — говорят исследователи.
Самые высокие показатели по количеству случаев домашнего насилия в период 2020-2021 годов, основанные на обвинительных приговорах, были отмечены в Санкт-Петербурге и Пармском районе — 77 %, а также в Омской, Корганской и Московской областях — 75 %.
Ситуация в России не отличается от общемировой. Почти во всех странах, которые ввели режимы карантина или самоизоляции, наблюдается рост домашнего насилия.
Политика против насилия, принятая в разных странах, принесла новые риски для уязвимых групп, особенно для жертв насилия в семьях и отношениях, — говорят исследователи. — Угроза нарушения законов о карантине является основным препятствием для женщин, оказавшихся в ситуации насилия. Страх перед уголовным преследованием заставляет женщин оставаться дома с нападавшими.
При этом страны, в которых до начала пандемии уже существовали системы профилактики домашнего насилия, столкнулись с большими трудностями, чем другие.
Авторы исследования отмечают, что «в большинстве случаев эти меры были связаны с перемещением большинства жертв в электронные операционные, широким информированием, созданием специальных дополнительных приютов и новых механизмов, обеспечивающих доступ к правосудию».
Например, в Испании, где были приняты строгие санкции за нарушение карантина, правительство освободило женщин, которые покинули свои дома, чтобы заявить о домашнем насилии. Аналогичные правила были приняты и в Великобритании.
Россия оказалась одной из наименее подготовленных к защите этой уязвимой группы населения. У нас до сих пор нет закона о домашнем насилии и не разработаны механизмы профилактики и защиты жертв.