Новый закон о Счетной палате России: что изменится и как это повлияет на финансовую отчетность

Федеральный закон о Счетной палате Российской Федерации, принятый 5 апреля 2005 года, определяет основные положения о статусе, компетенции и организации деятельности Счетной палаты Российской Федерации (далее – Счетная палата).

Счетная палата является высшим контрольным органом Российской Федерации, осуществляющим аудиторскую деятельность в сфере контроля за использованием и распределением средств федерального бюджета, а также за выполнением федеральных законов и иных нормативных правовых актов, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актов Счетной палаты.

Основными задачами и функциями Счетной палаты являются изучение и аудиторский контроль финансовой, бухгалтерской, материально-технической и иной деятельности государственных органов и учреждений, а также организаций с собственностью Российской Федерации, в том числе по вопросам полноты, эффективности и результативности использования, оборота и охраны государственных и муниципальных средств и иного имущества, финансового контроля, контроля над выполнением решений судов и иных органов государственной власти, необходимости и допустимости расходов государственных средств.

Статья 31. Информирование органов государственной власти и общества о результатах деятельности Счетной палаты

1. Федеральная Счетная палата Российской Федерации осуществляет информирование органов государственной власти и общества о результатах своей деятельности.

2. Информирование осуществляется посредством:

  1. публикации отчетов и аналитических материалов на официальном сайте Счетной палаты Российской Федерации;
  2. проведения пресс-конференций, брифингов и иных мероприятий, направленных на информирование о результатах аудиторов Счетной палаты;
  3. проведения внешних экспертно-аналитических проверок государственных органов и организаций по поручению Счетной палаты Российской Федерации;
  4. применении контрольных (или принуждения) мер в отношении органов государственной власти и организаций, выявленных в ходе аудита, с учетом общих обязанностей Счетной палаты Российской Федерации;
  5. представлении отчетов, распоряжений, законодательных и иных актов Счетной палаты Российской Федерации государственным органам, организациям, а также юридическим и физическим лицам.

3. Органы государственной власти, организации, а также сотрудники Счетной палаты Российской Федерации обязаны в полном объеме сотрудничать с Счетной палатой и предоставлять необходимую информацию при осуществлении ею своих полномочий.

4. Председатель, заместители председателя и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации могут получать награды и знаки отличия за достижение высоких результатов в своей деятельности.

21.1. Обеспечение социального и профессионального развития сотрудников Счетной палаты Российской Федерации

1. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации осуществляет обеспечение социального и профессионального развития сотрудников Счетной палаты Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и принимаемыми Счетной палатой нормативными актами.

2. Обеспечение социального и профессионального развития сотрудников Счетной палаты Российской Федерации осуществляется путем:

  1. внедрения института наград, присуждаемых сотрудникам Счетной палаты Российской Федерации за достижение высоких результатов в служебной деятельности;
  2. внедрения системы обучения и повышения квалификации сотрудников Счетной палаты Российской Федерации;
  3. предоставления мер социальной поддержки сотрудникам Счетной палаты Российской Федерации и их семьям;
  4. привлечения к работе в Счетной палате Российской Федерации высококвалифицированных специалистов.

Обязанности Счетной палаты в сфере информирования

В соответствии с Федеральным законом о Счетной палате Российской Федерации, Счетная палата осуществляет следующие обязанности в сфере информирования:

Управление бюджетными и внебюджетными средствами

Счетная палата осуществляет управление собственностью и бюджетными средствами, предоставленными ей в рамках исполнения своих полномочий. Она также обеспечивает страхование имущества Счетной палаты.

Информирование органов власти и общества

Счетная палата предоставляет информацию о результатах своей работы органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным организациям и гражданам Российской Федерации. Она также предоставляет аудиторские заключения и другие акты Счетной палаты всем заинтересованным сторонам.

Советуем прочитать:  Арбитражный процесс: основы и механизмы функционирования

Обеспечение контроля и принуждения

Счетная палата осуществляет контрольные функции в сфере исполнения федерального бюджета, прогнозирования и планирования бюджетных процессов, реализации распоряжений и положений федеральных органов исполнительной власти, а также других правовых актов Российской Федерации.

Она также осуществляет принуждение органов государственной власти, должностных лиц и организаций к исполнению своих обязанностей в сфере учета и контроля за использованием бюджетных и иных средств.

Экспертно-аналитические функции

Счетная палата проводит экспертно-аналитические работы, которые направлены на повышение эффективности бюджетного процесса и финансового управления, а также на предотвращение и устранение нарушений при использовании бюджетных и иных средств.

Информирование об отличиях российского законодательства

Счетная палата осуществляет информационную деятельность по вопросам отличий российского законодательства от законодательства иностранных государств в области организации и проведения государственного аудита.

Материальное обеспечение и организация работы

Счетная палата обеспечивает материально-техническое и кадровое обеспечение своего аппарата, включая прием на работу сотрудников и внутренних инспекторов.

Охрана и собственность

Счетная палата обеспечивает охрану своего имущества и средств.

Сотрудничество и взаимодействие

Счетная палата сотрудничает с федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственного управления и контроля, органами местного самоуправления, общественными организациями, иностранными организациями и другими заинтересованными сторонами.

Статья Наименование
17. Признание актов Счетной палаты государственными актами
21.1. Заместитель председателя Счетной палаты Российской Федерации
28. Внутренний аудит в Счетной палате
34. Порядок проведения выполнения проверок и детализации актов Счетной палаты
40. Оплата труда сотрудников Счетной палаты Российской Федерации

Отчеты Счетной палаты о результатах деятельности

Глава Счетной палаты Российской Федерации организует составление отчетов о результатах деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

Отчеты Счетной палаты о результатах деятельности направляются Президенту Российской Федерации, федеральному собранию, Правительству Российской Федерации, главе администрации Президента Российской Федерации, а также другим государственным органам в порядке, определенном федеральным законом.

В отчетах Счетной палаты о результатах деятельности содержатся информация о выполнении Счетной палатой своих обязанностей, результаты проведенных аудитов и контрольных мероприятий, а также экспертно-аналитические выводы и рекомендации.

Отчеты Счетной палаты о результатах деятельности публикуются на официальном веб-сайте Счетной палаты и в средствах массовой информации.

В уведомлении о проведении аудита лицам, подлежащим аудиту, указываются обязательное предоставление им Счетной палатой подлежащей проверке информации и документов, а также о гарантиях защиты коммерческой иѐконфиденциальной информации.

Счетная палата Российской Федерации осуществляет контроль за использованием, реализацией и распределением федерального бюджета и бюджетов социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае установления нарушений в результате аудита Счетная палата Российской Федерации направляет соответствующий акт обнаруженных нарушений, по мере их установления, в органы государственного контроля, органы, осуществляющие контроль и надзор, а также в уполномоченные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основании и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Советуем прочитать:  Исследование и лечение гипертонии и сердечных заболеваний: роль Национального центра аккредитации

В случаях, предусмотренных федеральными законами, Счетная палата Российской Федерации представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации предложения о принятии мер по принуждению должностных лиц, причастных к совершению нарушений, установленных в результате аудита, к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации проводит инспекционные мероприятия по учету внешних долгов Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Вступление в силу закона о формировании Счетной палаты Российской Федерации, а также распоряжениями Счетной палаты Российской Федерации, предусмотренными в таком законе, органы государственного и муниципального управления обязаны принять меры к исполнению принципов и положений этого закона не позднее чем через шесть месяцев со дня его вступления в силу.

Общие положения:

1. Счетная палата Российской Федерации является государственным органом контроля за использованием и охраной федерального бюджета и бюджетов социального страхования, а также исполнения федеральных законов о материально-финансовом обеспечении деятельности всей сферы государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Функции Счетной палаты Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Отличия Счетной палаты Российской Федерации от других юридических лиц:

1. Счетная палата Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами и Положением об организации и деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

2. Счетная палата Российской Федерации не является государственным органом, организацией или учреждением.

3. Счетная палата Российской Федерации не может принимать участие в предпринимательской деятельности, кроме предоставления платных услуг, установленных федеральными законами.

4. Счетная палата Российской Федерации обладает независимостью при осуществлении своих полномочий.

Законодательные и иные акты, утратившие силу:

1. О порядке уведомления о проведении аудита и его продолжении, а также о гарантиях и ограничениях, предоставляемых лицам, подлежащим аудиту, рассматриваются в федеральных законах, утративших силу.

2. Отечественные и иностранные награды и звания, присуждаемые Счетной палате Российской Федерации, присуждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Счетная палата Российской Федерации выражает свое отношение к результатам своей деятельности в виде заключений, рекомендаций, отчетов и других документов.

Органы государственной власти и общественность

Взаимодействие Счетной палаты Российской Федерации с органами государственной власти и общественностью осуществляется в соответствии с Федеральным законом о Счетной палате Российской Федерации. Счетная палата информирует органы государственной власти и общественность о результатах своей деятельности, а также о необходимости принятия мер по ликвидации выявленных нарушений и недостатков.

Счетная палата Российской Федерации взаимодействует с органами государственной власти и общественностью на основе принципов взаимодействия, предусмотренных этим Федеральным законом. Органы государственной власти и общество вправе предлагать Счетной палате Российской Федерации проведение аудиторских проверок конкретных контролируемых лиц.

Счетная палата Российской Федерации обеспечивает своевременное и полное информирование общественности о результатах своей деятельности. Счетная палата публикует на своем официальном сайте информацию о проведенных аудиторских проверках, выявленных нарушениях и недостатках, а также о принятых мерах по их устранению.

  • Счетная палата Российской Федерации взаимодействует с общественными организациями в области контроля и аудита, содействует их деятельности и участию в аудиторских проверках.
  • В целях осуществления публичного контроля и обеспечения общественного участия в контрольной и аудиторской деятельности Счетной палаты Российской Федерации может использовать консультационное мнение общественных организаций не разрывая их структуры.
  • Органы государственной власти признают важность проведения Счетной палатой Российской Федерации контрольно-аудиторских мероприятий и предоставляют поддержку и содействие в осуществлении ее функций.
  • Для осуществления своих функций Счетная палата Российской Федерации вправе запрашивать от государственных органов и органов местного самоуправления информацию, имеющую значение для выполнения возложенных на нее задач, а также требовать предоставления документов и материалов.
Советуем прочитать:  Как определить, нуждаюсь ли я в процедуре проверки на банкротство?

Обеспечение доступа к отчетам и материалам

Деятельность Счетной палаты Российской Федерации осуществляется на основе принципа открытости и прозрачности. В соответствии с федеральным законом о Счетной палате Российской Федерации, счетная палата вправе предоставлять отчеты и материалы своей деятельности на рассмотрение государственного собственника и уполномоченным федеральным органам власти.

Уведомление о проведении аудита

В случае проведения аудита Счетная палата уведомляет органы государственного управления, государственного собственника и иные заинтересованные стороны, прежде всего органы власти субъектов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, приказами или распоряжениями.

Обеспечение доступа к отчетам и материалам

Счетная палата обеспечивает доступ к отчетам и материалам, включая материалы аудита и экспертно-аналитические заключения, принятые в результате аудита. Для этого лица, уполномоченные Счетной палатой Российской Федерации, могут ознакомиться с указанными документами в помещениях Счетной палаты Российской Федерации или в установленные для этой цели специальные временные помещения.

Доступ к отчетам и материалам также может быть предоставлен по запросу. При этом Счетная палата может устанавливать необходимые меры и ограничения для обеспечения конфиденциальности информации, составляющей государственную или иную охраняемую законом тайну.

Оценка качества деятельности

Счетная палата Российской Федерации также имеет право проводить оценку качества деятельности государственного управления, органов местного самоуправления и других органов государственной власти, а также общественных объединений, учреждений, организаций и их органов.

Результаты такой оценки могут быть представлены в отчетах Счетной палаты о ходе выполнения федерального бюджета и использования средств государственного кредитования. Кроме того, Счетная палата может предоставлять результаты такой оценки лицам, указанным в статье 42 Федерального закона о Счетной палате Российской Федерации, а также другим заинтересованным сторонам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector