Закон о транспортной безопасности непосредственно призван регулировать и координировать деятельность в области обеспечения безопасности перевозок людей и грузов. Главной целью этого закона является защита граждан и обеспечение безопасности на всех видах транспорта в Российской Федерации.
В области транспортной безопасности законом установлены основные принципы, которые должны соблюдать все субъекты, связанные с этой областью. Одним из таких принципов является категорирование транспорта по степени его безопасности. Это позволяет определить особые требования и правила, применяемые к каждой категории транспорта.
Одной из задач, стоящих перед субъектами транспортной безопасности, является осуществление контроля и надзора за соблюдением правил и ограничений, установленных законом. Федеральный орган исполнительной власти в области транспортной безопасности осуществляет досмотр и контроль за безопасностью на транспорте и в связанных с ним отраслях.
Закон также определяет обязанности перевозчиков, связанные с обеспечением безопасности пассажиров и грузов. Одной из таких обязанностей является обеспечение безопасности государственной транспортной инфраструктуры и объектов транспорта. Другой обязанностью является проведение дополнительного и повторного досмотра, а также проверка на предмет присутствия запрещенных предметов или веществ в багаже или на транспорте.
При выполнении своих задач закон о транспортной безопасности ориентируется на принцип равенства и справедливости, уважение и защиту прав и свобод граждан. Он также предусматривает сотрудничество с другими государствами в области транспортной безопасности, а также создание международных правовых инструментов для обеспечения безопасности на международных автомобильных и авиационных маршрутах.
Статья 12.2. Досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности
1. В целях обеспечения транспортной безопасности проводятся следующие виды досмотра:
- Досмотр при проходе границы Российской Федерации;
- Дополнительный досмотр пассажиров, грузов и багажа во время транспортного процесса;
- Повторный досмотр в случае необходимости проверки соблюдения требований транспортной безопасности.
11.1. Досмотр при проходе границы Российской Федерации
При пересечении границы Российской Федерации лица, грузы и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру с целью выявления предметов, которые могут быть использованы для совершения противоправных действий.
- Досмотр проводится согласно законодательству об ограничении прав граждан в связи с обеспечением безопасности и защиты государственных и общественных интересов, а также в соответствии с правилами въезда и выезда из Российской Федерации.
- Субъекты досмотра могут быть перевозчиками, пассажирами и иными участниками транспортного процесса.
12.2. Дополнительный досмотр пассажиров, грузов и багажа во время транспортного процесса
В целях обеспечения транспортной безопасности проводится дополнительный досмотр пассажиров, грузов и багажа в транспортных средствах или на объектах инфраструктуры.
- Дополнительный досмотр может осуществляться силами и средствами федерального органа исполнительной власти, связанными с выполнением обязанностей (надзором) в области транспорта.
- Данный вид досмотра может предусматривать категорирование пассажиров, грузов и багажа в соответствии с уровнем риска.
12. Повторный досмотр в случае необходимости проверки соблюдения требований транспортной безопасности
В случае обнаружения нарушений требований транспортной безопасности или при получении оперативной информации о возможных угрозах может быть проведен повторный досмотр.
- Повторный досмотр может осуществляться силами и средствами федерального органа исполнительной власти, связанными с выполнением обязанностей (надзором) в области транспорта.
- В случае необходимости повторного досмотра, субъекты досмотра обязаны предоставить документы и информацию, необходимые для проверки.
Статья 11.1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности
Статья 11.1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется с целью обеспечения выполнения перевозчиками, объектами инфраструктуры и другими субъектами транспортных работ обязанностей, установленных настоящим Законом, в том числе в целях обеспечения безопасности досмотра.
Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности включает:
- категорирование объектов инфраструктуры;
- дополнительный контроль за выполнением обязанностей перевозчиками и другими субъектами транспортных работ;
- проведение повторного контроля за выполнением обязанностей перевозчиками и другими субъектами транспортных работ;
- осуществление государственного контроля (надзора) в целях обеспечения безопасности досмотра;
- осуществление государственного контроля (надзора) в области безопасности перевозок опасных (в том числе взрывоопасных, легковоспламеняющихся, токсичных, радиоактивных, инфекционных, единиц в дольних покровских: затяжка концов и начало одинарной спиральки}.)
- осуществление государственного контроля (надзора) в области безопасности авиации.
Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности включает также:
- определение правил и требований к осуществлению транспортных работ;
- установление ограничений и дополнительных требований в области транспортной безопасности;
- обеспечение выполнения перевозчиками и другими субъектами транспортных работ обязанностей, установленных настоящим Законом, в части обеспечения безопасности досмотра;
- контроль за выполнением обязанностей перевозчиками и другими субъектами транспортных работ;
- осуществление досмотра перевозчиков и других субъектов транспортных работ в целях обеспечения безопасности;
- предоставление правовой поддержки перевозчикам и другим субъектам транспортных работ при выполнении обязанностей по обеспечению транспортной безопасности.
Объекты контроля (надзора) в области транспортной безопасности разделены на следующие категории:
- пассажирские терминалы аэропортов гражданской авиации с числом пассажиров, выбирающих воздушный транспорт, свыше 1 миллиона человек в год;
- грузовые терминалы аэропортов гражданской авиации;
- железнодорожные станции общего пользования;
- грузовые терминалы железнодорожного транспорта;
- автомобильные и автовокзалы в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург, городах областного значения и городах, в которых основаны межрегиональные разделения перевозчиков;
- иные объекты транспортной инфраструктуры, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, должен разработать проект положения о категорировании объектов инфраструктуры и обеспечить его утверждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, вправе вводить ограничения и дополнительные требования в области транспортной безопасности в случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 5. Цели, принципы и задачи закона о транспортной безопасности
1. Настоящий федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения транспортной безопасности.
2. Целями настоящего федерального закона являются:
а) обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры и субъектов транспортной деятельности в целях сохранения жизни и здоровья физических лиц, а также их имущества, окружающей среды;
б) обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
в) обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов;
г) предупреждение и ликвидация аварий и чрезвычайных ситуаций;
д) создание условий для нормального функционирования системы обеспечения транспортной безопасности и снижения различных рисков, связанных с транспортировкой;
е) обеспечение соблюдения законности в сфере транспортной деятельности.
3. Закон обеспечивает выполнение следующих задач:
а) разработка и внедрение мер по обеспечению транспортной безопасности;
б) категорирование объектов транспортной инфраструктуры по уровню риска для общества и их объектов, а также по уровню правового регулирования;
в) определение требований к техническому состоянию объектов транспортной инфраструктуры, к их эксплуатации и использованию;
г) установление обязанностей и прав субъектов транспортной деятельности в области обеспечения транспортной безопасности;
д) установление мер ограничения или запрета на осуществление транспортной деятельности или использование транспортных средств в случаях угрозы безопасности;
е) обеспечение государственного контроля и надзора за соблюдением закона об обеспечении транспортной безопасности;
ж) установление порядка предоставления разрешений на осуществление транспортной деятельности и выполнение работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности;
з) проведение досмотра, контроля и повторного досмотра перевозчиков, а также проведение предварительных досмотров пассажиров и грузов;
и) определение порядка межведомственного взаимодействия и информационного обмена органов государственной власти, органов местного самоуправления и субъектов транспортной деятельности;
к) установление юридической и ответственности и применения мер воздействия за нарушение требований настоящего федерального закона;
л) установление порядка организации и проведения обучения и иных мероприятий по повышению уровня подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.
Статья 12. Права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности
Вступление в силу федерального закона о транспортной безопасности дает право и обязанности субъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам в области обеспечения транспортной безопасности.
12.1. Права субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики имеют право на:
- Контроль и надзор за выполнением работ и обеспечением безопасности транспорта при досмотре и категорировании объектов и средств транспорта.
- Дополнительный контроль и повторный досмотр с целями обеспечения транспортной безопасности.
12.2. Обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны:
- Соблюдать требования закона о транспортной безопасности и осуществлять меры по обеспечению безопасности перевозок.
- Предоставлять данные и сотрудничать с государственными органами по вопросам контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности.
- Совместно с государственными органами осуществлять предупреждение и расследование инцидентов в области транспортной безопасности.
- Осуществлять обучение и повышение квалификации сотрудников в области транспортной безопасности.
- Обеспечивать непосредственное исполнение требований транспортной безопасности в процессе перевозки.
- Ограничивать права и свободы физических и юридических лиц в целях обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 13 настоящего закона.
Права и обязанности указанных субъектов осуществляются при выполнении работ и обеспечении транспортной безопасности в соответствии с федеральным законом о транспортной безопасности.
Статья 6. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры
1. В целях обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры и права граждан на безопасность объекты транспортной инфраструктуры категорируются с учетом их значения для транспортной безопасности в соответствии с федеральным законом.
2. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется:
5. Субъектами
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется субъектами государственного надзора и контроля за обеспечением транспортной безопасности, а также субъектами, связанными с обеспечением безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
6. Федеральным органом исполнительной власти
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры также осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на контроль и надзор за безопасностью транспорта, в случаях, установленных федеральными законами.
3. Особым видом категорирования объектов транспортной инфраструктуры является установление особого порядка выпуска находящихся в государственной собственности автомобильных дорог, непосредственно связанных с обеспечением безопасности государства и защитой его интересов в области обороны.
4. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры может осуществляться по различным критериям, включая, но не ограничиваясь:
Критерии | Цели категорирования |
1 | Обеспечение безопасности перевозки опасных грузов |
2 | Ограничение доступа к объектам с повышенной опасностью |
3 | Обеспечение надлежащего досмотра и контроля на контрольно-пропускных пунктах |
4 | Установление дополнительных требований к перевозчикам опасных грузов |
5 | Обеспечение безопасности выполнения работ на объектах транспортной инфраструктуры |
5. Субъекты государственного надзора и контроля за обеспечением транспортной безопасности обязаны проводить досмотр объектов транспортной инфраструктуры с целью проверки их соответствия установленной категории и выполнения требований в области транспортной безопасности.
6. В случаях необходимости и при наличии достаточных оснований субъекты государственного надзора и контроля за обеспечением транспортной безопасности могут проводить повторный досмотр и дополнительный досмотр объектов транспортной инфраструктуры.
7. В случаях, установленных федеральными законами, субъекты государственного надзора и контроля за обеспечением транспортной безопасности могут устанавливать ограничения на доступ к объектам транспортной инфраструктуры с целью обеспечения транспортной безопасности.
8. Порядок категорирования объектов транспортной инфраструктуры, включая установление требований к перевозчикам опасных грузов, устанавливается федеральным законом.
9. Особенности категорирования объектов транспортной инфраструктуры, связанных с обеспечением безопасности государства и защитой его интересов в области обороны, устанавливаются федеральными законами.
10. В случаях, установленных федеральными законами, субъекты государственного надзора и контроля за обеспечением транспортной безопасности могут назначать и проводить повторный досмотр объектов транспортной инфраструктуры в целях проверки выполнения требований в области транспортной безопасности.
11.1. Субъекты государственного надзора и контроля за обеспечением транспортной безопасности также осуществляют контроль за выполнением обязанностей перевозчиков опасных грузов в соответствии с установленными требованиями в области транспортной безопасности.
12. Повторный и дополнительный досмотр объектов транспортной инфраструктуры осуществляется с соблюдением требований федерального закона.
12.2. Субъекты государственного надзора и контроля за обеспечением транспортной безопасности могут проводить контрольные закупки с целью проверки соответствия объектов транспортной инфраструктуры установленной категории.
13. Субъекты государственного надзора и контроля за обеспечением транспортной безопасности вправе оставлять решение о категории объектов транспортной инфраструктуры без изменений или изменять категорию объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с установленной процедурой.