Между молотом и наковальней: изменения в правилах привлечения к ответственности бухгалтера бюджетного учреждения

Работа бухгалтера подразумевает множество обязанностей и, соответственно, ответственность за их выполнение. Вся работа проходит под пристальным контролем аудиторов разных уровней и типов, которые должны быть всегда начеку. Постоянно находить отчеты или доказательства того, что цифры не искажаются намеренно, что реальные события экономической деятельности не скрываются и что налоги не занижаются искусственно. Работа «между молотом и наковальней».

Бухгалтерский учет в бюджетных органах по сравнению с бухгалтерским учетом в коммерческих организациях сложен вдвойне — бухгалтеру приходится работать с бюджетным фондом, который подвергается дополнительному жесткому контролю. Как следствие, гораздо больше отчетов в различные государственные органы и больше этапов проверки каждого закона. Таким образом, объем работы увеличивается в несколько раз.

Однако цель нашей статьи — не напугать вас, а познакомить с последними изменениями не только в области бухгалтерского, налогового учета и отчетности, но и в сфере ответственности за правонарушения в бюджетной сфере. Не всегда становится хуже, наоборот, есть изменения в положительную сторону, устраняющие противоречивые нормы или приводящие их в более логичную структуру, где наказания соответствуют вине.

Минфин напомнил, что считается нецелевым расходованием в бюджетной сфере

Министерство финансов регулярно напоминает, что оно может осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере фискальной деятельности, но не может толковать законодательные и иные нормативные правовые акты применительно к фискальному праву. Однако после очередной проверки или одного вопроса, не являются ли расходы неправомерными, министерство дает разъяснения и комментарии. Например, возвращаясь к вопросу о нецелесообразных расходах бюджетных средств, документ напоминает, что в 2019 г. 07. 019 N 02-09-06/1/50753 Минфин напомнил, что показатели бюджетного прогноза не соответствуют поставленным задачам. Формирование бюджетных обязательств не говорит о нецелевом использовании финансовых ресурсов при условии, что эти ресурсы расходуются в соответствии с обоснованием предоставления финансовой субсидии и по которым установлены лимиты финансовой ответственности.

При этом расхождения между числовыми элементами бюджетного прогноза и бюджетными границами, в том числе вызванные неправильным применением КОСГУ, являются нарушением процесса подготовки, утверждения и исполнения бюджетного прогноза.

Минфин ранее уже высказывал такое мнение.

Срок давности привлечения к ответственности увеличился

С 26 июля 2019 года, по сравнению с принятием Федерального закона, ограничения бюджетной сферы изменились.

С одного до двух лет увеличились сроки лишения свободы за перечисленные ниже правонарушения, а именно

    Эти изменения были необходимы для устранения некоторых несоответствий между различными законодательными актами, а иногда и отдельными нормами самого КоАП РФ. Например, по вопросам, по которым предусмотрена мера ответственности в виде исключения. Согласно статье 4.5 КоАП РФ по таким правонарушениям срок давности превышал один год, в то время как в части 3 той же статьи предельный срок для такой шкалы ответственности был установлен в один год. Минфин посчитал необходимым применить годичный срок давности (см. письмо Минфина России от 27 октября 2010 года «О сроках давности по делам о. ‘Административная ответственность’, Верховный суд — длительный срок (Определением Верховного суда РФ от 19 апреля 2018 г. N 46-ПЭК18 отказано в передаче дела NА33-414/2017 2017 года в Департамент Верховного суда РФ. (Определение РФ). С 26 июля 2019 года данное несоответствие было устранено с введением в часть 3 статьи 4.5 разъяснения о том, что санкция за нарушение предусматривает исключение только в том случае, если она применяется только при отсутствии последующего годичного срока. Для части 1 статьи был установлен срок.

    Советуем прочитать:  Как подать жалобу на судью в квалификационную коллегию судей и защитить свои права

    Новые нормы и правила Кодекса об административных правонарушений РФ в области бюджетного и бухгалтерского учета и отчетности для организаций бюджетной сферы

    С 9 июня 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 5 мая 201019 года «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации „Об административных правонарушениях“» изменяются нормы об ответственности и отчетности.

    ➤ При этом степень ответственности определяется (или может быть определена) в зависимости от типа нарушения. Они делятся на три категории: незначительные, существенные и серьезные нарушения. Незначительные, существенные и вводящие в заблуждение определяются только числовыми значениями, в то время как серьезные вводящие в заблуждение имеют дополнительные критерии, помимо числовых значений. В то же время эти критерии отличаются от тех, которые ранее устанавливались Министерством финансов.

    ➤ Не существовало отдельных правил, определяющих обязанности бухгалтеров бюджетных организаций; применялись те же правила, что и для бухгалтеров коммерческих организаций. Теперь для бюджетных организаций существуют отдельные стандарты.

    ➤ Бухгалтеров не штрафуют за искажение данных в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

      ➤ Работники финансовых организаций больше не наказываются штрафами за грубые нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и отчетности в соответствии со статьей 15.11 КоАП РФ.

      ➤ Работники освобождаются от административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях

        ➤ Раньше ответственность должностных лиц различных видов органов за нарушения, связанные с бюджетными проектировками и бухгалтерским учетом бюджетных ассигнований, ЛБО и принятых обязательств, была одинаковой (ст. 15. 15. 7 КоАП РФ). Теперь это зависит от типа документа.

        За что привлекут бухгалтера по КоАП

        Бухгалтеры могут нести разные виды ответственности, наиболее актуальной из которых является административная. Поэтому стоит рассмотреть КоАП подробнее.

        Руководитель или главбух?

        Бухгалтера могут быть привлечены к ответственности как руководители организации за ошибки в ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности (см. раздел 2.4 Закона об административных правонарушениях и часть 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете). Однако таким сотрудником может быть и руководитель компании. Важно отметить, что бухгалтеры отвечают за ведение бухгалтерского учета, а менеджеры — за его организацию. Руководитель компании может и сам вести бухгалтерский учет. В этом случае он выступает в качестве работника, в отношении которого совершается административное правонарушение (см. § 2.4 Закона об административных правонарушениях; § 7, часть 1, раздел 3 Закона о бухгалтерском учете).

        Советуем прочитать:  Налог на наследство по завещанию: основные критерии оплаты и обязательства перед налоговыми органами

        То же самое происходит, если бухгалтерский учет в организации ведет физическое или юридическое лицо, приглашенное по гражданско-правовому договору на ведение бухгалтерского учета (см. Закон о бухгалтерском учете, части 1, 3, ст. 7). Статьи 7-1, 3 Закона о бухгалтерском учете, статья 2-4 Закона об административных правонарушениях, стр. 26, Постановление Пленума Верховного суда от 24 октября 2006 г., №. 18, Постановление Верховного суда Республики Татарстан от 10 мая 2017 г. № 4а-247/2017 и Постановление Волгоградского районного суда от 12 мая 2016 г. № 4а-1055/2016).

        Другие полезные ресурсы есть в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

        Однако даже если в организации есть бухгалтер, руководитель учреждения все равно может быть привлечен к ответственности за нарушения в организации бухгалтерского учета. Например, руководитель может быть привлечен к ответственности даже при наличии полного табельного номера при отсутствии информации о возложении на конкретное лицо, принявшее такую должность, обязанности по своевременному представлению полной и дорогостоящей бухгалтерской отчетности (пп. 1 п. 3, п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете, ст. 2.4 Закона об административных правонарушениях и постановление Апелляционного суда Седьмого округа). Пункт 1, 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете, статья 2. 4 Кодекса об административных правонарушениях и постановление Апелляционного суда Седьмого округа от 31 декабря 2019 г., ст. (16-470/2019).

        (ст. 7-8 Бухгалтерского кодекса, п. 25 постановления Пленума Верховного суда от 24 октября 2006 г., п. 18).

        И наконец, руководитель несет ответственность, если нарушение совершено в сфере, не связанной непосредственно с учетом и составлением бухгалтерской отчетности, если не является частью бухгалтерского учета бухгалтера (см. ст. 15. 33. 2 КоАП РФ. 15. 33. 2 КоАП, п. 41 № 4 (2021) Изменений в судебной практике Верховного суда).

        Советуем прочитать:  Как получить земельный участок: процедура предварительного согласования и основные условия

        Налоговый триллер «Аудитор»

        Евгений Сивков электронная книга.

        Хотите получить БЕСПЛАТНО?

        Административные составы для главбуха

        Что касается главного бухгалтера, то как работник вы можете быть привлечены к административной ответственности за серьезные нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к финансовой отчетности (см. Кодекс об административных правонарушениях.

          Главный бухгалтер также может быть привлечен к ответственности за нарушение других возложенных на него обязанностей.

            На авторском семинаре «Как защитить свой бизнес» Евгений Сивков поднимает самый важный для бухгалтера вопрос — о его личной безопасности. Узнайте, как бухгалтеры могут защитить себя от уголовной и дополнительной ответственности. По окончании семинара вы сможете подготовить ряд документов, обеспечивающих вашу личную безопасность.

            Процессуальные аспекты

            Бухгалтер может быть привлечен к ответственности, если не истек срок давности привлечения к административной ответственности. Этот срок зависит от вида административного правонарушения (см. статью 4.5 КоАП РФ).

            Процедуры по делам об административных правонарушениях, совершенных бухгалтерами, осуществляются в соответствии с Общими правилами

            Дела движутся в общем порядке (см. § 28.1, пункты 1-5 УК).

            Протоколы о нарушении правил контроля составляются уполномоченными сотрудниками. В зависимости от вида нарушения это должностные лица различных органов (см. статью 28. 3 КоАП). Например, по статье 15.11 КоАП, в которой чаще фигурируют бухгалтеры, протоколы составляют налоговые органы (см. раздел 5, часть 2, статью 2, статью 2 КоАП).

            Дела об административных правонарушениях, совершенных бухгалтерами, рассматривают суды, учреждения и должностные лица, указанные в главе 23 КоАП. Дела по наиболее «бухгалтерским» статьям 15.5 и 15.11 КоАП расследуются миротворческими силами (см. статью 23.1, часть 1, статью 3 КоАП).

            Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
            Добавить комментарий

            ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

            Adblock
            detector