В рамках современных технологических возможностей и стремления к оптимизации деятельности государственных и муниципальных органов, был принят федеральный закон от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг». Этот закон вводит существенные изменения в порядок предоставления и получения государственных и муниципальных услуг.
Один из главных аспектов нового закона заключается в создании многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В соответствии с Законом, каждый регион Российской Федерации обязан создать многофункциональный центр, который будет собирать и предоставлять гражданам всю необходимую информацию о государственных услугах и функциях государственных органов. Такие центры будут располагаться в населенных пунктах с населением не менее 10 тысяч человек. Они будут осуществлять активную деятельность по предоставлению различных государственных и муниципальных услуг, а также по получению и обработке необходимых документов от заявителей.
Закон также предусматривает внедрение электронных услуг и документооборота, что позволит значительно упростить процесс предоставления и получения государственных и муниципальных услуг. Каждый гражданин сможет подать заявление или документы онлайн, воспользовавшись электронными сервисами. Таким образом, участие главы центра в предоставлении государственных услуг сведено к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс получения необходимой информации и услуг для заявителей.
Определение Приказа 210
В рамках Приказа 210 прописаны общие требования и регламенты к предоставлению государственных и муниципальных услуг. Он определяет юридическую основу оказания услуг, а также права и обязанности работников и граждан в процессе получения услуг.
Приказ 210 также устанавливает принципы взаимодействия органов власти в предоставлении услуг. В нём указывается, каким образом должно осуществляться сотрудничество и обмен информацией между различными органами и службами, чтобы обеспечить более эффективное предоставление услуг гражданам и организациям.
Один из ключевых аспектов Приказа 210 – внедрение многофункциональных и общих информационных центров. В рамках этого приказа создаются многофункциональные центры и универсальные информационные пункты, которые осуществляют предоставление информации о доступных услугах, принимают заявления и жалобы, а также оказывают помощь в получении государственных и муниципальных услуг.
Приказ 210 также устанавливает основы взаимодействия между органами власти и обязанности работников этих органов. Документ определяет должностные обязанности, права и ответственности работников, а также регламентирует процедуру принятия решений и выдачи документов в рамках предоставления услуг.
Наконец, Приказ 210 определяет правила обжалования решений и действий органов в рамках оказания государственных и муниципальных услуг. В приказе указывается порядок подачи жалобы, а также процедура обжалования решений и действий, принятых в процессе предоставления услуг.
Влияние ФЗ о предоставлении государственных и муниципальных услуг
Новые требования и положения
ФЗ о предоставлении услуг устанавливает новые требования и положения, которым должны следовать государственные и муниципальные организации при предоставлении услуг. Например, они должны разработать и утвердить регламенты предоставления услуг, которые определяют сроки и порядок предоставления услуги, а также ответственность служащего за нарушение установленных сроков.
В рамках ФЗ о предоставлении услуг также вводится обязательность предоставления электронных услуг, то есть услуг, доступных через интернет, защищенной электронной почты или иных способов, обеспечивающих идентификацию и безопасность информации. Это позволяет упростить процесс обращения и предоставления услуг, что особенно актуально в условиях современных технологий.
Порядок обжалования и ответственность
ФЗ о предоставлении услуг также устанавливает порядок обжалования решений и бездействия государственных и муниципальных органов при предоставлении услуг. Заявитель имеет право представить жалобу на некачественное обслуживание, неправомерные решения или бездействие служащего. Прием жалобы и ее рассмотрение должны быть проведены в установленные сроки, а нарушение этого порядка влечет ответственность служащих.
Кроме того, ФЗ о предоставлении услуг предусматривает внесудебное представление (жалобу) о деятельности государственных и муниципальных организаций в орган межведомственного обслуживания или правительственную организацию. Это обеспечивает более широкие возможности защиты прав и законных интересов заявителей.
Также, в рамках ФЗ о предоставлении услуг, устанавливается ответственность работников организаций за ненадлежащее предоставление услуги или невыполнение своих обязанностей. Это способствует повышению качества предоставляемых услуг и защите прав заявителей.
Муниципальные услуги
ФЗ о предоставлении услуг также регулирует предоставление муниципальных услуг, то есть услуг, оказываемых органами местного самоуправления. Оно устанавливает порядок и требования к предоставлению таких услуг, включая предоставление информации, выдачу необходимых документов и обращение заявителей.
С целью более эффективной работы и удовлетворения потребностей заявителей, ФЗ о предоставлении услуг также предусматривает возможность создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Это позволяет объединить в одном месте различные услуги и обеспечить удобство и доступность для заявителей.
Таким образом, Федеральный закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг (ФЗ о предоставлении услуг) вносит значительные изменения в систему предоставления государственных и муниципальных услуг, улучшая доступность и эффективность процессов предоставления услуг, а также обеспечивая защиту прав заявителей.
Изменения в статье 18 закона о государственных услугах
В статье 18 закона о государственных услугах вносятся следующие изменения:
Действия и решения | 15.1. |
Действия должностного лица при обращении заявителя (внесудебное обжалование) | 11.2. |
Досудебное (внесудебное) обжалование действий или бездействия должностных лиц многофункционального центра или предоставляющего государственную или муниципальную услугу | 11.3 |
Действия должностного лица при представлении обращения заявителя или запроса в письменной форме | 12 |
Должностные лица межведомственного муниципального обслуживания | 16. |
В соответствии с внесенными изменениями, статья 18 закона о государственных услугах устанавливает общие правила взаимодействия заявителя с должностными лицами при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Однократное обращение, представление запроса или обращение заявителя в письменной форме должны быть направлены в многофункциональный центр или предоставляющую государственную или муниципальную услугу организацию.
В случае неправильного направления обращения, запроса или представления, организации обязаны сообщить заявителю о допущенной ошибке и направить его в правильную организацию.
Заявитель имеет право обжаловать действия или бездействие должностных лиц многофункционального центра или предоставляющих государственные или муниципальные услуги организаций в межведомственный муниципальный центр или главе организации, предоставляющей услугу.
Предусмотренные статьей 18 закона о государственных услугах правила действуют в силу обжалования действий или бездействия должностных лиц многофункционального центра или предоставляющих государственные или муниципальные услуги организаций. В этом случае заявитель может обратиться с жалобой в должностную особу многофункционального центра или в главу организации.
Изменения в статье 18 закона о государственных услугах направлены на улучшение процесса предоставления государственных и муниципальных услуг, а также на совершенствование взаимодействия заявителя с органами государственной власти и государственными и муниципальными учреждениями.
Расширение требований к соглашениям о взаимодействии
В соответствии со статьей 29 закона «О государственных и муниципальных услугах» (в редакции приказа 210) на предоставление государственных и муниципальных услуг влияют условия взаимодействия между органами (организациями), предоставляющими такие услуги, и заявителями (статья 6). Для регламентации этого взаимодействия закон вводит новые требования к соглашениям о взаимодействии.
В пункте 7. статьи 29 закона устанавливаются обязанности государственного органа (организации) в пределах его компетенции в области государственных и муниципальных услуг при предоставлении оператору электронного документооборота, межведомственного информационного взаимодействия, обязанности в области электронного представления заявителями документов и обязанности по предоставлению заявителю информации о порядке предоставления услуг (частью 6. статьи 29).
Согласно пункту 11.2. статьи 29 закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны включать в соглашения о взаимодействии с требованиями к рассмотрению обращений и досудебному (внесудебному) обжалованию решений о предоставлении государственных и муниципальных услуг (частью 11.1 статьи 29).
Расширение требований к соглашениям о взаимодействии также включает уточнение обязанностей работников органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. Пункт 11.3. статьи 29 устанавливает, что работник, осуществляющий функции по предоставлению государственных и муниципальных услуг, обязан предоставлять информацию о порядке осуществления таких услуг, а также отвечать на запросы заявителя в порядке, установленном законом (частью 30 статьи 29).
Согласно пункту 30 статьи 29, работник органа (организации), предоставляющего государственные и муниципальные услуги, обязан предоставить заявителю возможность ознакомления с регламентом предоставления услуги и закончить предоставление услуги только после представления заявителем всех необходимых документов. Работник также обязан передать заявителю документ, подтверждающий предоставление услуги, немедленно после ее выполнения (пункт 7. статьи 30).
Документы и информация в электронном виде
Введение Федерального закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг также предусматривает новые требования к предоставлению информации и документов в электронной форме. Пункт 11.1. статьи 29 указывает, что государственные и муниципальные органы, организации обязаны организовать прием электронных заявлений и документов от заявителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1.1 статьи 29, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить гарантии сохранности, целостности и доступности полученной информации при ее обработке и хранении.
Обращение и рассмотрение вопросов
Важным аспектом изменений регламентации государственных и муниципальных услуг является расширение требований к обращению и рассмотрению вопросов от заявителей. Пункт 11.1. статьи 29 закона устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны разработать и утвердить регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 11.2. статьи 29, органы (организации), предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны рассмотреть обращение заявителя о рекламации или о предоставлении государственной или муниципальной услуги в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, введение Федерального закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг приводит к расширению требований к соглашениям о взаимодействии между органами и заявителями, включая требования к рассмотрению обращений и досудебному обжалованию решений, а также к предоставлению информации и документов в электронной форме.
Особенности заключения соглашений о взаимодействии
Законом о государственных услугах с введением Федерального закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг были установлены новые порядки взаимодействия между государственными органами и многофункциональными центрами.
В соответствии с положениями статьи 11.3 и статьи 12 Закона, органы исполнительной власти и муниципальные органы могут заключить с многофункциональными центрами соглашения о взаимодействии в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг.
Указание субъектов, заключающих соглашения
В соответствии с указом Правительства РФ № 210, субъектами таких соглашений могут быть государственные органы, муниципальные органы или многофункциональные центры, предоставляющие государственные услуги.
Предмет соглашений
Соглашения о взаимодействии определяют порядок взаимодействия между государственными органами и многофункциональными центрами. В них могут быть предусмотрены следующие вопросы:
- Обязанности государственных органов и многофункциональных центров в рамках предоставления государственных услуг.
- Порядок представления документов и информации между сторонами.
- Порядок предоставления государственных услуг в многофункциональных центрах.
- Вопросы совместной деятельности по предоставлению государственных услуг.
- Процедура взаимодействия при досудебном обжаловании решений и действий (бездействия) государственных органов и работников многофункциональных центров.
Данные соглашения в рамках предоставления государственных услуг проводятся в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями и регулируются действующими положениями закона о государственных услугах и Федеральным законом о предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Соглашения вступают в силу после их утверждения уполномоченным органом и регистрации в установленном порядке.
Изменение порядка подписания соглашений о взаимодействии
В соответствии с Федеральным законом о предоставлении государственных и муниципальных услуг, вступившим в силу 1 января 2022 года, изменяется порядок подписания соглашений о взаимодействии между органами государственной власти, органами местного самоуправления и государственными (муниципальными) учреждениями.
В соответствии с пунктом 11.1. главы 1.1. ФЗ о предоставлении государственных и муниципальных услуг, органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют право заключать соглашения о взаимодействии в целях оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг.
В новой редакции ФЗ о предоставлении государственных и муниципальных услуг введены следующие изменения в порядке подписания таких соглашений:
Подписание соглашений о взаимодействии между органами государственной власти и государственными (муниципальными) учреждениями
Соглашения о взаимодействии между органами государственной власти и государственными (муниципальными) учреждениями подписываются в форме одностороннего документа. В случае, если соглашение предусматривает возложение на государственное (муниципальное) учреждение функций государственного органа, подписание соглашения осуществляется в форме двустороннего документа.
Подписание соглашения осуществляется уполномоченными лицами органов государственной власти и государственных (муниципальных) учреждений. При этом, в соответствии с пунктом 11.2. главы 1.1. ФЗ, лицо, подписывающее соглашение от имени государственного (муниципального) учреждения, обязано иметь специальную доверенность на право подписания соглашений о взаимодействии.
Также, соглашения о взаимодействии между органами государственной власти и государственными (муниципальными) учреждениями должны быть зарегистрированы в информационном центре, созданном в соответствии с ФЗ о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Регистрация таких соглашений осуществляется органом, на который возложена функция по ведению реестра соглашений о взаимодействии.
Подписание соглашений о взаимодействии между органами местного самоуправления и государственными (муниципальными) учреждениями
Порядок подписания соглашений о взаимодействии между органами местного самоуправления и государственными (муниципальными) учреждениями регулируется пунктами 11.3. и 15.1. главы 1.1. Федерального закона.
Перед заключением соглашения о взаимодействии орган местного самоуправления обязан согласовать проект такого соглашения с руководителями соответствующих государственных (муниципальных) учреждений. При этом проект соглашения должен содержать положение о порядке рассмотрения обращений заявителей и порядке обжалования действий (бездействия) государственных (муниципальных) учреждений.
Подписание соглашения осуществляется главой органа местного самоуправления и руководителем государственного (муниципального) учреждения либо их уполномоченными представителями.
Важным моментом является то, что соглашение обязывает государственное (муниципальное) учреждение предоставлять государственную или муниципальную услугу (универсальную услугу досудебного обжалования и порядки рассмотрения жалобы).
Таким образом, Федеральный закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг вносит изменения в порядок подписания соглашений о взаимодействии между органами государственной власти, органами местного самоуправления и государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливая новые требования к документам и форме подписания, а также центрам обслуживания заявителей и информационным центрам.