— Сейчас активно обсуждается вопрос о том, стоит ли увеличивать срок службы в армии. Тема эта неоднозначная.
Если рассматривать ее с точки зрения подготовки специалистов, то одного года, конечно, не достаточно. Признаться, и двух лет для этого маловато. Подготовить хороших стрелков, гранатометчиков, танкистов, наводчиков, командиров боевых машин и прочих специалистов, без которых армия не может существовать, за один год невозможно. Потому что человек должен получить твердые практические навыки, которые достигаются путем тренировок, практических занятий, отработки упражнений не только индивидуально, но и в составе подразделений: отделения, роты, взвода, батальона. То есть он должен знать, как он должен действовать в бою согласно своей специальности. Это очень многогранный и сложный процесс. Научиться чему-либо сегодня новобранцы просто не успевают.
На мой взгляд, решение о сокращении срока службы в армии до одного года было скорее популистским. Оно было вызвано исключительно тем, чтобы снизить напряжение в обществе, возникшее в связи с увеличением фактов неуставных взаимоотношений. На самом деле решить проблему удалось только отчасти. Дедовщины действительно стало меньше, но только лишь потому, что сократилось число призывников. Напряженность в обществе тоже несколько снизилась, но не настолько, чтобы считать, что цель, ради которой проводилось это реформирование, достигнута.
Между тем возникло много других проблем. Взять, к примеру, вопрос о недостаточном укомплектовании воинских частей. Думаю, что двухгодичный срок прохождения службы помог бы решить его хотя бы отчасти. В первую очередь потому, что меньше бы проходило ротации военнослужащих.
Но сделать шаг назад сейчас гораздо сложнее, потому что общество привыкло, что служить в армии нужно один год, и считает это решение правильным. И любые попытки сделать так, чтобы увеличить срок службы, неминуемо вызовет всплеск недовольства.
Не учитывать интересы общества в данном случае, я считаю, нельзя. Потому что увеличение срока службы опять создаст условия для четкой градации между молодыми бойцами и старослужащими. И это неминуемо вызовет новый всплеск дедовщины.
Ведь если разобраться, боязнь молодых людей перед армией и желание любыми путями «откосить» от службы связаны не с двухгодичным сроком, а с негативными явлениями, которые происходят в войсках. Одно дело, если человек находится в таких условиях год, и совсем другое, когда вариться в этой отнюдь не безопасной среде ему придется два года.
Потому, прежде чем принимать решение о переходе на двухгодичную службу, необходимо искоренить основную проблему, создать условия, при которых неуставные взаимоотношения будут невозможны. Ведь что получается: сократили срок службы и дедовщины стало как бы меньше, на этом и успокоились. Но главный корень зла остался.
Мне часто задают вопрос: что нужно сделать, чтобы бы в армии нормально служилось? Эта проблема многогранна. Прежде всего, необходимо создать нормальные условия службы для офицерского состава. Чтобы офицер, придя на службу, не думал о том, где будет жить его семья, сможет ли супруга трудоустроиться и попадет ли его ребенок в детский сад. Если эти проблемы не будут решены, заставить офицера повернуться лицом к солдату мы не сможем. А если командир не будет заниматься воспитанием, обучением солдата, то нормальной обстановки в частях не будет никогда. И пока государство само не повернется лицом к офицерам, создать благоприятные условия для службы в армии не получится. В таких условиях говорить об увеличении срока службы, я считаю, преждевременно.
В какой день солдата должны уволить в запас, если дорога домой составляет 7 дней?
«Дорога входит в срок службы.» — а где ссылка на соответствующий НПА?! в соответствии с чем такое заключение?!
Окончанием военной службысчитается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из
списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы — НО ТАКОЕ БЫВАЕТ РЕДКО, военного могут вообще исключить из списков лс части и отпустить отпустить за ворота КПП или вывезти на вокзал одного или в группе дембелей в полночь 31 декабря, если увольняется по осени.
Исключения:
военнослужащий находится на стационарном лечении; военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас; военнослужащий участвует в учениях или походах кораблей; военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного; военнослужащий безвестно отсутствует — до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части; а также иные случаи, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
«Невыполнение обязательств по обеспечению отправки военнослужащих
домой в требуемые законом сроки, также является нарушением права на
своевременное увольнение.
Согласно ст. 37 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», исполняющими обязанности военной службы считается, в том числе, гражданин следующий «к месту военной службы и обратно».
МО РФ заранее, исходя из того, что время следования к дому входит в срок военной службы, должно закупать билеты для отправки увольняемых военнослужащих к их месту жительства. Так должно быть по закону. Но на практике чаще всего происходит следующее: демобилизованные солдаты, сидя на вокзале, сами покупают себе билеты за наличку, т.к. по ВПД часто билетов нет… Или сидят на вокзале с ВПД в руках и не могут уехать с вокзала, особенно летом или перед новогодними праздниками.
В постановлении Правительства РФ от 20 апреля 2000 г. N 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» (с изменениями и дополнениями) сказано:
«Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:
военнослужащих — в служебные командировки; в связи с переводом на новое место военной службы; к местам использования дополнительных отпусков и обратно (только военнослужащих, проходящих военную службу по призыву); на лечение и обратно;
к избранному месту жительства при увольнении с военной службы.
Вопросы о выписке ВПД, возвращении домой, сроке службы и дополнительном отпуске
Какие возможности есть для выписки ВПД на самолет при расстоянии 5000 км от места прохождения службы до места призыва, можно ли вернуться домой после присвоения звания, включена ли дорога домой в срок службы и можно ли получить дополнительный отпуск при длительной дороге?
Ответы юристов (1)
1) Согласно статье 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащим срочной службы, освобожденным от военной службы, в случае если они находятся на расстоянии более 1000 км от места прохождения ими военной службы, предоставляется одноразовая денежная выплата для оплаты проезда на железнодорожном, автобусном, воздушном транспорте. Однако, никаких обязательств на выдачу ВПД на самолет в данном случае законодательством не предусмотрено.
2) Отпуск рядовому в соответствии со статьей 79 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" может быть предоставлен по решению командира части. Дорога домой не входит в срок службы, поэтому время на ее прохождение может быть учтено как дополнительный отпуск, но это определяется решением командира части. Если у вас есть основания просить продление отпуска, вам необходимо обратиться к командиру части по данному вопросу.
Для решения указанного вопроса Вам следует обратиться к командировочной службе или к своему командиру для получения официального ответа на вопросы, касающиеся порядка оформления ВПД на самолет и включения дороги домой в срок службы. В документах, которые могут быть необходимы для решения указанного вопроса, могут входить приказы, распоряжения и другие служебные документы, регулирующие порядок командирования и временного отпуска срочно служащих. Однако, конкретный перечень документов, необходимых для решения данного вопроса, может зависеть от внутренних правил вашей военной части и места прохождения службы.
1) Ответ на вопрос об обязанности выписать ВПД зависит от нормативных актов, регулирующих службу в вашей организации. В общем случае, решение о выдаче ВПД принимается командиром подразделения на основании наличия у вас справки о нахождении в запасе и о нахождении на срочной военной службе. Статьи законов РФ, которые могут регулировать это вопрос, — ст. 46, 53, 54, 55 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
2) В соответствии со статьей 59 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", дорога домой считается частью срока службы, если ее продолжительность не превышает 15 дней. Однако, решение об отпуске на это время принимается командиром подразделения. Ответ на вопрос о раннем отпуске на три дня решается также командиром подразделения, исходя из служебных потребностей.
Задайте вопрос прямо сейчас, и его увидят сотни профессионалов со всей России. Первый ответ вы получите уже через 15 минут! Юридическая помощь предоставляется на бесплатной и платной основе.
Услуги юристов
Обратившись за помощью, вы сможете:
Услуга может понадобиться, если помещение: